Если с ребёнком не дружат в школе
Наступает время, когда ребенок идет в первый класс; встречая его, мы интересуемся оценками, домашним заданием и, к сожалению, забываем поинтересоваться — а с кем же он там познакомился или уже подружился… А для ребенка это гораздо важнее оценок и хорошего поведения, часто отношения с одноклассниками занимают у него особое место. В общении с приятелями ему легче осознать свое «я», он учится справляться со своими эмоциями — сдерживать отрицательные и умеренно выражать положительные. Для ребенка очень важно развитие таких чувств, как надежность, защищенность, доверие; они укрепляются в отношениях с друзьями, в совместном времяпрепровождении.
Большинству детей знакомство с ровесниками и дальнейшие отношения не являются проблемой, но для некоторых это не всегда естественный и простой процесс. Важная роль здесь отводится врожденной застенчивости, интроверсии и спокойному нраву. При наличии таких не очень благоприятных психологических аспектов, тем не менее, родители могут довольно существенно повлиять на поведение своих детей, правильно настраивая их на общение — без какого-либо принуждения или нотаций. Если вы затрудняетесь найти выход из какой-то ситуации, вам всегда поможет это сделать психолог в Ростове-на-Дону, внимательно выслушав вас и пообщавшись с вашим ребенком.
Огромную роль играют в жизни ребенка отношения в семье, формируя его восприятие всех отношений вообще. Ребенок очень тонко чувствует не только отношение родителей к нему, но и их отношение друг к другу, к другим членам семьи, к друзья, соседям. Он берет эти отношения за основу, которой будет пользоваться впоследствии, строя уже собственные отношения с окружающими людьми. Это равноценно обучению языку у взрослых, подражанию их умению общаться, делиться, играть в одной команде, соревноваться. Родители всегда должны помнить, что являются примером поведения для своего малыша. Следует почаще проводить совместные «тренировочные» занятия — совместная лепка пельменей, поклейка обоев, выпечка кексов, покраска старого велосипеда и так далее. Во время подобного занятия можно показать ребенку пользу совместного решения проблем, преимущество доброжелательных взаимоотношений.
Такие отчаянные заявления, как «со мной никто не хочет играть!», «он не пригласил меня на День рождения!» или «она со мной больше не дружит!» — могут не всегда отражать истинное положение отношений. Иногда родителями просто игнорируются такие заявления, а зря. Следует выяснить причину появления таких горьких выводов, поговорив с ребенком в доверительном тоне. Если малыш правильно почувствовал отношение кого-то из сверстников к нему, надо вместе подумать — в чем причина такого отношения. Может быть вашим ребенком, случайно, была кому-то нанесена обида, может еще кто-то спровоцировал «недружественность» к вашему ребенку. В любом случае не стоит оскорблять или обвинять отказавшегося от дружбы. Если такое поведение и вам показалось странным или даже возмутительным, посоветуйте малышу избегать общения с этим ребенком. Это же правило подходит и для ситуации, если вашего ребенка откровенно не принимают в компанию. Подскажите, что в этом случае лучше поискать для дружбы других людей.
Самое главное при таких разговорах — позволить проявление активности самим ребенком. Не стоит учить и давать советы, пока он сам не сделает каких-либо предположений и не выберет план действий. Следует всячески поддерживать беседу, выспрашивать подробности, но не подбирать готовых рецептов действия. Ребенок должен научиться сам, находить выход из неприятного положения, самостоятельно исправлять свои ошибки, а готовые рецепты в большинстве случаев не действуют. Вмешательство родителей, учителей, воспитателей, психологов оправдывается только в том случае, если все другие методы испробованы и безрезультатны — конфликт так и остался глубоким и нерешенным. Здесь может быть уместна психологическая коррекция взаимоотношений всех участников конфликта.
Есть несколько простых советов, которых стоит придерживаться:
— объяснение ребенку основ дружбы, что она основывается на бескорыстии, доверии и непринужденности с обеих сторон;
— знакомство с друзьями ребенка, а по возможности — и с их родителями, чтобы лучше понимать возникающие в отношениях проблемы;
— приглашение друзей ребенка к себе в гости, а также разрешение ребенку ходить в гости к друзьям;
— развитие и поддержка в ребенке чувства сопричастности через отношения с родственниками, через различные тематические кружки и клубы, через спорт.