E-learning в школе: что требует электронное обучение от участников образовательного процесса
Элементы е-learning, или электронного обучения, давно стали
частью образовательного процесса. Ученики ищут нужную информацию в интернете,
используют электронные учебные материалы, многие дистанционно взаимодействуют с
преподавателем и участвуют в онлайн-курсах и вебинарах. В
исследовании международной группы ученых под руководством
профессора Конга показано, что активное внедрение электронного обучения в
школе позволяет ученикам получить знания и навыки, необходимые человеку в
современном мире. Но внедрение новых технологий потребует значительных усилий и
от учителей, и от исследовательского сообщества, и от государства и
общества.
Чему учат в школе?
Платформы для электронного обучения позволяют организовать
индивидуальную или групповую работу школьников. С помощью мобильных устройств
ученики могут учиться и в классе, и за его пределами. Они могут искать,
классифицировать и распространять информацию, полученную из разных источников.
Электронные технологии предоставляют доступ к огромному количеству информации.
Но чтобы им воспользоваться, современные ученики должны иметь навыки
исследовательской работы и критического мышления. Они должны уметь искать и
выбирать подходящую информацию из разных доступных источников. Кроме того,
нужно уметь кооперироваться с другими учениками, чтобы выполнять совместные
задания. Все эти навыки понадобятся детям во взрослой жизни. Кроме того,
ученикам нужно получить знания в конкретной предметной области, а учителю важно
предоставлять ученикам обратную связь о ходе обучения и оценивать его
результаты. Профессор Конг и его соавторы полагают, что современные навыки
получения информации важны для ученика так же, как и предметные знания, а
значит, им тоже должны учить в школах.
На фото: ученики младших классов московской школы
(источник)
Три кита электронного обучения
Авторы исследования полагают, что в ближайшие 10 лет
образовательные учреждения всего мира будут готовы к появлению классов,
оборудованных для полноценного использования новых технологий, и это позволит
ученикам ежедневно развивать навыки работы с информацией. При этом изменятся не
только процедуры обучения, но и само образовательное пространство.
Во-первых, электронное обучение позволяет учиться за
пределами класса. Это позволит уменьшить разрыв между образовательной средой и
социальным окружением ребенка. Цифровые устройства и образовательная платформа
позволяют сделать процесс обучения непрерывным. С их помощью получение знаний
будет начинаться в школе под руководством учителя и будет продолжаться за ее
пределами. Эту часть своего обучения ученик планирует и претворяет в жизнь
самостоятельно.
Во-вторых, часть заданий школьнику придется выполнять вместе
с другими учениками. Но и в этом случает можно будет оценить его личный вклад и
персональные результаты обучения. По мнению авторов исследования, баланс между
индивидуальной и коллективной составляющими обучения помогут выявить личные
достижения каждого ученика, а это увеличит его мотивацию.
В-третьих, использование современных технологий позволит
учителю своевременно отмечать успехи и отслеживать возможные ошибки учеников.
Причем отслеживать динамику обучения можно в режиме реального времени, тем
самым меняя ход обучения и подстраивая его под нужды ученика. Ученые полагают,
что такое непрерывное отслеживание результатов дает больше, чем традиционное
проставление оценок на определенных этапах учебного процесса.
Электронное образование для школьника: вызов
взрослым
Как сделать так, чтобы школьники могли воспользоваться
преимуществами современных цифровых технологий? Для этого требуются
объединенные усилия образовательного и научного сообществ. Помимо технической
оснащенности классов школам нужны образовательные платформы, позволяющие
стереть грань между формальным и внеклассным обучением, новая организация
образовательного процесса, в центре которого – ученик, новые учебные программы,
составленные так, чтобы от ученика требовались навыки использования информации,
новые образовательные методики, позволяющие вовлекать учеников в интерактивный
учебный процесс.
Для отслеживания результатов работы школьников учителям
понадобятся методики сбора и обработки большого объема данных. Но, как отмечают
ученые, пока системы оценки работы учеников не всегда позволяют учителю
своевременно понять, с чем у ученика возникли проблемы. Кроме того, учителям
предстоит оценивать полученные предметные знания и навыки поиска информации.
Каким должен быть механизм оценки этих навыков? Как с помощью технических
возможностей организовать и облегчить труд учителя? Это задача для
исследователей и разработчиков школьных образовательных платформ.
Наконец, использование электронного обучения в школах
невозможно без участия тех, от кого зависит его интеграция в существующую
образовательную систему. Это, несомненно, учителя, директора школ и
руководители системы образования. Кроме того, немаловажную роль играет научное
сообщество и родители школьников. По мнению профессора Конга и его коллег,
совместные действия всех заинтересованных групп позволят школам постепенно
перейти к новой системе образования.
Литература:
-
Kong, S.C., Chan, T., Griffin, P., Hoppe, U., Huang, R.,
Kinshuk, , Looi, C., Milrad, M., Norris, C.A., Nussbaum, M., Sharples, M., So,
W.M.W., Soloway, E., Yu, S.: E-learning in School Education in the Coming 10
Years for Developing 21st Century Skills: Critical Research Issues and Policy
Implications.; Educational Technology & Society (2014) 70-78
Источник: