Коммуникация способствует усвоению детьми свойств окружающего мира
Способность
передавать знания от одного человека к другому, даже через поколения, делает
нас уникальными среди всех животных. Помимо этого, мы также учимся, наблюдая за
тем, что происходит в мире вокруг нас, например, сопоставляя события, которые
часто встречаются одновременно (или следуют друг за другом). Тем не менее,
человеческая коммуникация может представлять собой такой мощный инструмент,
влияние которого перекрывает вероятностные ассоциативные связи. Это было
показано в исследовании, опубликованном недавно в журнале PLoS ONE.
«Люди познают мир на основе статистических связей между
событиями и объектами. Если, например, одно событие очень часто следует за
другим, мы связывем первый со вторым и используем эту связь в нашей
повседневной жизни», – объясняет автор исследования Ханна Марно. – «Тем не
менее, это не единственный способ учиться. Для людей, на самом деле, обмен
информацией при помощи коммуникации является жизненно важным фактором». Это
означает, что обычно мы связываем объект с действием после наблюдения их
совместного появления в течение определенного времени, однако, когда появляются
определенные коммуникативные «сигналы» (зрительный контакт или словесное
подкрепление со стороны другого человека), то обучение может проходить намного
более быстро и без какой-либо необходимости повторных наблюдений.
«В наших экспериментах дети в возрасте около 18 месяцев
наблюдали, как взрослый взаимодействовал с коробкой, на которой было две кнопки
и лампочка; когда взрослый нажимал любую из двух кнопок, лампочка загоралась,»
– объясняет Марно. В контрольном условии менялась только эффективность
действия: в одном условии, кнопка справа будет включать лампочку в двух случаях
из трех (высокая эффективность), а кнопка слева – в одном случае из трех
(низкая эффективность), тогда как в другом условии ситуация была обратной. В
экспериментальных условиях добавлялся фактор «коммуникация»: взрослые могли
оставаться нейтральными (как в контрольном условии) или взаимодействовать с
ребенком через невербальные (зрительный контакт) и словесные сигналы (которые
взрослые обычно используют, обращаясь к маленьким детям), чтобы подчеркнуть
выполняемое действие. Затем, на следующем этапе исследования, дети остались
одни, чтобы взаимодействовать с коробкой, а исследователи регистрировали, какую
кнопку младенец нажимает первой.
«Эти результаты показывают, что в этих экспериментах
коммуникативные сигналы являются более важными, чем эффективность действия», –
объясняет Марно. – «По сравнению с тенденцией выбирать более эффективную кнопку
в нейтральном состоянии, в экспериментальной ситуации дети, как правило,
предпочитают нажимать на кнопку с низкой эффективностью, если это было выделено
с помощью коммуникативных сигналов взрослого человека».
Марно начала свои исследования коммуникативных сигналов с
изучения взрослых испытуемых. Действительно, коммуникация играет весьма важную
роль и для взрослых.
В экспериментах со взрослыми Марно выявила, что простое
наблюдение за объектами может способствовать приобретению необходимой
информации, а в том случае, когда коммуникативные сигналы также присутствуют,
есть возможность приобрести более общую информацию. «Наши исследования ясно
показывают огромное значение общения в человеческом обучении».
Литература:
-
Marno H, Csibra G (2015)
Toddlers Favor Communicatively Presented Information over Statistical
Reliability in Learning about Artifacts. PLoS ONE 10(3):
e0122129. doi:10.1371/journal.pone.0122129
Источник: