Образование традиционное и дистанционное: от антагонизма к кооперации
Впервые
за довольно долгое время своего существования дистанционное обучение может
действительно стать основной формой получения высшего образования для большей
части студентов. Не для всех: действительно элитарное обучение останется вполне
традиционным, его даже иногда сравнивают со школами античных философов. Будет
ли оно именно таким, не так важно. Главное, что массовое высшее образование
таким быть не может просто потому, что расходы на студента слишком высоки и
существенно сократить их невозможно. А сокращать их будут.
Традиционное образование имеет массу недостатков. Но одно
бесспорно: оно позволяло и позволяет обществу поддерживать передачу знаний от
поколения к поколению. Причем и сегодня, и завтра, как бы много ни говорилось о
беспрецедентных отличиях новых поколений (Y и Z) от своих предшественников.
Есть масса ситуаций, где дистанционное обучение точно
работает. Например, при погружении новых сотрудников в среду предприятия или
когда видеоинструкция оказывается удобнее инструкции бумажной, или когда для
усвоения материала желательно видеть реальное поведение человека. Этот ряд
нетрудно продолжить, но все эти случаи объединяет общая черта — передаваемые
знания намного проще, чем подавляющее большинство вузовских дисциплин. То же,
кстати, относится и к столь популярным сейчас массовым открытым онлайн-курсам
(MOOC), где любой желающий может зарегистрироваться и пройти курсы бесплатно
или за совершенно символические деньги. Но как быть с настоящим высшим
образованием? Можно ли его получить дистанционно? Сомнения остаются, даже если
сузить задачу образования до усвоения знаний, исключив социализацию в научной
среде, эмоциональную связь с преподавателем и т.п.
Бензина в огонь подливают и восторженные апологеты новой
формы обучения, которые принимают за аксиому, что чем больше информационных
технологий, тем лучше. И, напротив, полностью игнорируют ценность педагогики и
методических наработок традиционного образования. Вдобавок, они, как правило,
сами не имеют значительного преподавательского опыта. Все это отталкивает
настоящих представителей от новых технологий, которые кажутся им верной дорогой
к деградации. В итоге, академическая среда впадает в крайность, отторгая и
возможность придать образовательным продуктам вузов более современную форму,
отвечающую особенностям поколений эпохи Интернета и запросам общества. Так,
взаимная непримиримость и полное отрицание ценности чужого подхода не позволяет
увидеть интересную возможность совместить сильные стороны обоих подходов.
Принципиально этому ничего не мешает. Страшны ведь не сами
технологии, а пренебрежение к качественному учебному контенту, т.е. к
информационному наполнению системы дистанционного обучения. Какую длительность
должен иметь курс? Из каких частей состоять? Сколько времени понадобится
при работе с ним на усвоение теории (как правило, в результате просмотра
видеозаписей лекций)? Каким должен быть темп передачи знаний? Как он связан с
действующей нормативной базой, а конкретно — с ФГОС 3+? Все эти вопросы ставят
ИТ-специалистов в тупик. А ведь это действительно важно.
Для качественных бумажных учебников ответы на эти вопросы
есть, этим и стоит воспользоваться. Иными словами, именно зрелый бумажный
учебник может и должен стать основой для новых образовательных продуктов,
создаваемых специально для дистанционного обучения. По сути, электронный и
онлайн-курсы являются переложением учебника на возможности со своего формата
(для онлайн-курсов – это видео, для электронных курсов — сочетание схем,
таблиц, презентаций, текстов, фотографий, видеофрагментов и др.).
Этот подход решает сразу несколько задач: встраивает
дистанционные курсы в вузовскую систему обучения, позволяет сформировать у
студента не отрывочные представления, а систему знаний об изучаемой дисциплине,
охватив и теорию, и практику, и даже практикум. И еще он настраивает
ИТ-профессионалов и академическое сообщество на сотрудничество. Это и есть
наименее рискованный вариант применения дистанционного обручения в системе
получения высшего образования.
Надежда Рыбкина,
генеральный директор издательства
«Юрайт»
Издательство
«Юрайт» выпускает учебники по психологии для студентов бакалавриата и
магистратуры от ведущих научных школ.
Источник: