Социализация молодежи, оставшейся без поддержки семьи
В современном
динамичном обществе крайне остро стоит проблема социализации и адаптации к
окружающей социальной среде у молодежи. Для тех, кто еще недавно был
подростком, чрезвычайно важно найти свое место в мире, свой жизненный путь. Это
непросто дается молодым людям, которых поддерживают родные и близкие – что уж
говорить о тех, у кого нет надежной опоры в виде семьи, тех, кто остался без
попечения родителей.
В
масштабном
исследовании, проведенном в 2011-2012 гг. среди студентов города Твери,
было выявлено, что сироты меньше ориентированы на свое будущее и чаще
«застревают» в прошлом. Автор статьи, опубликованной в журнале
Культурно-историческая психология, О.В. Сулимина, говорит, что «по сравнению с
юношами и девушками из семей, сироты негативно относятся к матери, к отцу и к
самим себе». Сироты переживают чувство вины за прошлые события в их
семьях. Удовлетворенность жизнью у них также ниже, чем у тех, кто вырос в
семье. Cироты мужского пола более негативно относятся к матери, чем
сироты-девушки. По мнению авторов, это имеет большое значение в связи с тем,
что этот негативный образ матери, искаженный, можно сказать, «неисполненный»
образ «хранительницы очага» во внутреннем мире сироты может впоследствии
привести к «переносу» его на реальную девушку, будущую мать его детей и иметь
соответствующие последствия.
Сироты больше других являются группой риска, «слабым
звеном», на которое следует обратить пристальное внимание при психологической и
психотерапевтической работе.
По результатам исследования, в ходе которого девушки и юноши
заполняли ряд опросников, авторы разделили всю выборку на несколько групп. В
первую группу, которая была названа «внешне ориентированной», входят сироты,
которые на данный момент жизни уверены, что не смогут достичь многого из того,
что получается у других, им не повезло в жизни и с этим они ничего поделать не
могут; в своих действиях они руководствуются импульсами, причем чаще
агрессивными. Другая группа названа «автономной» – ее представители имеют
высокий уровень личностного развития. Третья группа, «импульсивная», включает
равное количечество юношей и девушек, которые стремятся к действиям вне
зависимости от того, мотивируют ли их к этому собственные желания, социальные
ожидания или сиюминутная ситуация. В группе «отчужденных», среди которых только
четверть девушек, сироты демотивированы, отчуждены, не видят смысла участвовать
в происходящем вокруг них.
Наиболее психологически зрелым и здоровым является
автономный путь личностного развития. Отчужденный путь личностного развития
наблюдается у психологически неблагополучных, пассивные юношей, с достаточно
высоким уровнем личностного развития, которые не вмешиваются в про исходящее
вокруг них.
Автор подчеркивает, что проведенное исследование имеет
значение при сопровождении обучения и воспитания сирот в стенах вузов и лицеев.
Специалистам, осуществляющим такое сопровождение, необходимо оказывать молодым
людям помощь в самореализации, в раскрытии и развитии личностного потенциала, в
принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы,
мобилизации собственных личностных ресурсов самодетерминации.
Литература:
-
Сулимина О.В.
Особенности
личностного развития юношей и девушек, воспитывавшихся в семье и вне
семьи // Культурно-историческая психология. 2014.
Т.10. №3. С.54–70. -
Абельбейсов В. А.
Социализация
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме:
социологический анализ проблемы // Социосфера. 2011. №1.
С.53–58.
Источник: